Профилактическая работа по формированию здорового образа жизни

Педсовет -2010 -ноябрь

      Сегодня перед человечеством со всей остротой стоит вопрос, как организовать образ жизни в соответствии с биологической природой человека и его социальными потребностями и жить полноценной, творческой жизнью, не болея. Ответ на этот вопрос на первый взгляд достаточно прост и однозначен – вести здоровый образ жизни. Однако в современном обществе здоровый образ жизни – это сложное, многофункциональное явление.

      Учёные отмечают чрезвычайное многообразие связей здорового образа жизни с различными сторонами общественной жизни, например между образом жизни и здоровьем, между медицинскими знаниями и самовоспитанием личности, уровнем двигательной активности определённых социальных групп населения и обороноспособным потенциалом страны, уровнем развития образования, культуры и её составной части – физической культуры и общественно-экономическими достижениями нации.

       Не вызывает сомнений необходимость дифференцированного подхода к формированию здорового образа жизни в различных слоях и социальных группах. Чрезвычайно актуальна разработка основ здорового образа жизни учащейся молодёжи.

       Важно иметь в виду, что для здорового образа жизни недостаточно сосредотачивать усилия лишь на преодолении факторов риска возникновения различных заболеваний, таких, как алкоголизм, табакокурение, наркомания, гиподинамия, нерациональное питание, конфликтные отношения, необходимо выделить и развивать все те многообразные тенденции, которые «работают» на формирование здорового образа жизни и содержаться в различных сторонах жизни человека.

       Здоровье и хорошее психофизическое состояние как стиль жизни – это философия людей, которые не хотят быть пассивными и воспринимать как неизбежное болезни. Это стиль жизни для тех, кто борется с факторами риска, сохраняет и укрепляет свою жизнеспособность.

      Таким образом,  роль воспитания заключается в том, чтобы выработать у каждого учащегося  отношение к здоровью как к главной человеческой ценности.

  Древние врачи говорили, что человек есть «храм здоровья и красоты» (Маймонид). И о том, чтобы этот храм был чистым, красивым и здоровым, должен заботиться сам человек – хранитель своего храма. Сегодня большинство людей утверждает, что здоровье – это проблема не только медицинских работников, но и специалистов, занимающихся проблемами здорового образа жизни. Поэтому педагог, врач должны уметь рассказать своим ученикам, как надо содержать этот храм.

      Школа может и должна способствовать сохранению, укреплению здоровья учащихся.  Формирование  здорового образа жизни является важнейшей составляющей воспитательной работы по сохранению и укреплению физического, психического и нравственного здоровья учащихся. 

        Педагогу важно  строить работу по сохранению и укреплению здоровья учащихся, основываясь   на базе достигнутых в предыдущие годы результатах.  Обязательным моментом  в любой педагогической деятельности  является мониторинг состояния здоровья учащихся, который проводится совместно с медицинскими работниками школы 2 раза в год. Также целесообразно отслеживать в течение учебного года уровень «полезности» тех или иных мероприятий, проходивших в течение учебного года, степень заинтересованности в них учащихся, их родителей, педагогов.  При этом приоритет следует отдавать созданию здоровьесберегающей среды, направленной на формирование ответственного отношения к своему здоровью и здоровью других людей как важнейшей ценности.  

Обязательно  в работе по формированию ЗОЖ у учащихся необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, уровень их психического, физического развития. Так пропаганду здорового образа жизни среди учеников среднего и старшего звена   можно организовать через  проведение различных мероприятий, таких как  устные журналы, смотры-конкурсы сочинений, эссе, рефератов, научных работ, видеофильмов, мультимедийных презентаций, конкурсы стенной печати, ученических плакатов, интернет-проектов, походы выходного дня, туристические слеты и др. В начальном же звене работу по формированию ЗОЖ необходимо проводить в рамках  физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых праздников, викторин, олимпиад, театрализованных представлений, конкурсов, совместных мероприятий с участием родителей, работу кружков  и др.

Безусловно, полезными будут для учащихся любого возраста встречи с медицинскими работниками, представителями различных организаций, чья деятельность направлена на формирование здорового образа жизни. Поэтому необходимо при планировании работы на год предусмотреть сотрудничество с  ЦРБ, подростковым кабинетом ЦРБ.

Не снижается угроза здоровью молодого поколения, создаваемая вредными привычками. Алкоголизм, наркомания, табакокурение, токсикомания способствуют истощению физического и психического здоровья. Поэтому целесообразно проводить тематические недели, месячники  профилактики вредных привычек. Проведение данных акций можно приурочить к Международным дням здоровья, даты которых указаны в Календаре дней здоровья,  ежегодно рассылаемом по учреждениям образования.

В рамках недель здоровья можно провести тематические классные / информационные часы, устные журналы, открытый микрофон, ток-шоу, брифинги, сократовские беседы, турниры ораторов, ролевые игры, свободный разговор, заседания дебат - клуба, дискуссионные качели, тематические дискотеки и др. (Пример классных часов представлены в приложениях 1- 3).

   Наряду с повышением эффективности профилактической работы в данном направлении очень важно использовать потенциал культурно-досуговой деятельности с целью раскрытия творческих способностей учащихся, их самосовершенствования и самореализации.

Обязательным условием сохранения и укрепления здоровья учащихся является создание положительного эмоционального фона в школьном коллективе. Психоэмоциональный микроклимат в коллективе должен помочь раскрыть внутренние резервы и возможности учащегося, направить их на максимальное развитие его таланта, склонностей, способностей и личности ребенка в целом.

Педагог, ответственный за работу по формированию здорового образа жизни у учащихся, должен работать в тесном контакте с представителями СППС школы, педагогами-организаторами, администрацией школы. Проводимые в школе культурно-массовые мероприятия должны попутно развлечению воспитывать навыки здорового образа жизни, показывать альтернативу вредным привычкам.

 В эффективности проводимой работы по формированию ЗОЖ большое значение играет   и сложившаяся система работы школы с родителями. Целесообразно проводить образовательные программы не только для учащихся, а  и для их  родителей. Дают положительный результат встречи медицинских работников, правоохранительных органов с родителями на родительских собраниях, выход на  проблемы, которые остаются незамеченными и неосмысленными родителями в процессе семейного воспитания, в ходе  заседаний родительского университета.

  Так, например, темы: «Умеете ли вы любить своего ребенка?», «Знаете ли  (понимаете ли) вы своего ребенка?», «Роль традиций  в семейном воспитании» помогут многим родителям в создании благоприятного психо-эмоционального климата в семье. Родительский университет целесообразно проводить каждую четверть с учетом возрастных особенностей школьников, с использованием мультимедийных презентаций, с выступлениями узких специалистов, с предоставлением родителям для закрепления знаний соответствующих памяток с методическими советами по семейному воспитанию, в т.ч. и на электронных носителях.

В школах  полезно издавать информационные вестники для размещения необходимой информации по вопросам ЗОЖ, практических советов для родителей, правил дорожного движения, пожарной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций, охране жизни и здоровья молодежи и др.

Важным моментом в работе ответственного по формированию здорового образа жизни является и работа с педагогами школы.  Вопросы формирования здорового образа жизни должны обсуждаться на заседаниях методических объединений  классных руководителей. Повышение методического уровня педагогов, обучение здоровьесберегающим технологиям приносят положительный результат и в работе по данному направлению. Использование активных методов в работе по формированию навыков здорового образа жизни активизирует интерес школьников, привлекает их внимание, позволяет учащемуся  являться «субъектом» воспитания, выполнять творческие задания, вступать в диалог с учителем, обдуманно принимать решение. Активные методы работы  помогают и  в работе с родителями учащихся.

   Как наиболее  эффективные воспитательные технологии, на которые педагогам следовало бы обратить внимание, можно назвать следующие:

Ø      Групповые технологии, в ходе реализации которых каждая группа получает определённое задание (одинаковое, дифференцированное) и выполняет его сообща под руководством лидера группы или педагога. Состав группы непостоянный и подбирается с учётом возможности максимально эффективно реализации способностей каждого участника в зависимости от содержания и характера работы.

Ø      Деловая игра, в ходе которой у учащихся появляется  возможность поучаствовать в межгрупповой, «ролевой» дискуссии, произвести оценку и самооценку  работы.

Ø      Тренинги общения, которые помогают созданию у ребят средствами групповой практической психологии различных  аспектов позитивного коммуникативного опыта, опыта общения: знакомство и взаимопонимания, обращения, поведения   в проблемных для учащихся ситуациях, получение ими в модельной форме определённого социального опыта.

Ø      КТД, которые помогают самоутверждению, самовыражению учащихся. совместная деятельность детей и взрослых, при которой все члены группы участвуют в планировании и анализе, вносят вклад в создание социального продукта.

      В заключение отметим, что педагогами школы накоплен богатый опыт по привитию учащимся здорового образа жизни, но очевидно то, что в одиночку ни один педагог не смог бы достичь положительного результата. Эффективность работы ответственного по формированию здорового образа жизни у учащихся будет зависеть от того,  как он сможет построить систему сотрудничества социума, школы и семьи, насколько все участники  будут стремиться к общей цели – сохранение здоровья ребёнка.