Современные подходы в преподавании истории и обществознания

Современные подходы в преподавании истории и обществознания

в рамках реализации ФГОС.

 

Учитель истории и обществознания Петрова А.А.

 

В начале XXI века человечество, несомненно, вошло в новую стадию своего развития: учёные и политики, предприниматели и педагоги всё чаще говорят о наступлении информационной эры. Наступило время глобальных изменений, охватывающих все сферы жизни человека: политику, экономику, науку, культуру и, конечно же, образование. Содержательные приоритеты современного образования обозначены национальной инициативой «Наша новая школа», «Модель  развития  образования  2020»,  в  Федеральных  государственных образовательных  стандартах  второго  поколения.

Введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования второго поколения – новый шаг в образовании.  Отличительной особенностью нового стандарта является его системно-деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося.

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования поставил на первое место в качестве главных результатов образования не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия. Универсальные учебные действия (УУД) – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. В Образовательной системе «Школа 2100» накоплен опыт формирования универсальных учебных действий, который и положен в основу этой программы.

В процессе перехода к ФГОС происходит обновление целей и содержания школьного обществоведческого образования. Академик А.Н. Иоффе автор работы «Компетентностная парадигма» определил новые подходы к целеполаганию, в основе которых лежат не ЗУНы, а компетенции. В связи с этим изменились формулировки целей, прежде всего вводится формулировка «создать условия», что применимо к образовательным, развивающим и воспитательным целям. Это позволит учащимся реализовать себя и свои способности, а так же применять на практике полученные знания.

Изменения коснулись и смены образовательной парадигмы – это концепция, которая включает в себя стратегию и тактику, доминант и приоритетов развития образования.

Прежде всего:

1.      Превращение знания из цели в средство.

2.      Учить способам познавательной, практической деятельности

3.      Применять компетентностный подход

4.      Субъект-субъектные отношения, выстраиваемые по горизонтали, отношения двунаправленные

5.      Использование интерактивных, развивающих технологий

6.      Развитие универсальных учебных действий

7.      Главная цель образования- развитие личности, ее социализация

Ведущие компетенции

1.      Информационная

2.      Социальная

3.      Коммуникативная

4.      Когнитивная

5.      Предметная

           Применительно к урокам истории и обществознания это использование интерактивных методов таких как групповая работа, умение взаимодействовать в группе. Это использование таких технологий как: «Мозаика», «Пила», «Синквейн»- работа с сущностью понятия, «Фиш-боун»-позволяющий давать характеристику, оценку историческому событию, «Кластер»-позволяющая разбить тему на смысловые блоки. Наиболее актуальными сейчас являются методики «SWOT-анализ», «Ассоциативная таблица», «Портрет слова»-позволяющие работать с текстом документа. Это лишь не полный перечень методик и технологий, которые делают современный урок актуальным и насыщенным, отвечающий современным требованиям.

Цель программы формирования универсальных учебных действий – обеспечение системного подхода к личностному развитию и формированию универсальных учебных действий.  

            Задачи, которые решает программа личностного развития и формирования универсальных учебных действий обучающихся:

1) показать связь личностных результатов и универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов, используемых технологий и форм работы;

2) определить перечень личностных и метапредметных результатов образования;

3) охарактеризовать систему типовых заданий для формирования

личностных результатов и универсальных учебных действий, опыта

переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях;

4) предложить систему типовых задач для оценки сформированности универсальных учебных действий;

5) формирование умений и навыков учебно-исследовательской и проектной деятельности;

6) формирование ИКТ – компетентности учащихся.

УУД – способность к саморазвитию, самосовершенствованию, путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта выжить духовно, сохранение и становление духовного облика.

Функции универсальных учебных действий обучающихся:

1) Обеспечение возможности обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения.

2) Ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства. Установка: моя ценность для достижения цели.

3) Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Программа развития универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков) направлена на:

– реализацию требований стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, системно-деятельностного подхода, развивающего потенциала основного общего образования;

– повышение эффективности освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, усвоения знаний и учебных действий;

– расширение возможностей ориентации в различных предметных областях, научном и социальном проектировании, профессиональной ориентации, строении и осуществлении учебной деятельности;

– формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.

            Программа обеспечивает:

– развитие у обучающихся способности к саморазвитию и самосовершенствованию;

– формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД;

– формирование опыта переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся;

– повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формирование компетенций и компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

– формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, научные общества, научно-

практические конференции, национальные образовательные программы и т.д.);

– овладение приёмами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности;

– формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) и сети Интернет.

           Формирование универсальных учебных действий на занятиях по обществознанию в рамках реализации ФГОС

Концептуальной идей разработки нового стандарта содержания по предмету «Обществознание» является социализация подростка, его приобщение к ценностям демократии, правового государства, гражданского общества.

Фундаментом содержания обществознания является человек в его взаимодействии с окружающим миром и обществом. Функциональная обществоведческая  грамотность выражается в адаптации выпускника к жизни в обществе.

Содержательная линия образовательного стандарта по курсу «Обществознания» состоит из семи  основных направлений – «Человек и его индивидуальность», «Человек в культуре», «Человек в семейных отношениях», «Человек в социальном взаимодействии», «Человек в экономических отношениях», «Человек в политической жизни», «Человек в глобальном мире». Такой отбор содержания оправдан, поскольку представляет многообразие человеческих связей, делает акцент на человеке и его взаимодействиях, что, несомненно, ближе и понятней учащемуся, чем сложная обществоведческая абстракция.

В соответствии с ФГОС, основной образовательной технологией является формирование универсальных учебных действий (УУД) на предметном материале каждой из школьных дисциплин, в том числе и обществознания.

Предмет «Обществознание» может стать опорным предметом для формирования системы УУД: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Обществознание как дисциплины, обеспечивает формирование и развитие регулятивных компетенций обучающихся различных  возрастов.

ü  Создание активной познавательной атмосферы с целью переориентации сознания учащихся, что является составляющей частью социализации личности.

ü  Путём личностно-ориентированного содержания достигается высокий  уровень  обобщения материала.

ü  Адаптация методов, приёмов, видов деятельности преподавателя и учащихся различных категорий для дифференцированного обучения.

ü  Комплексное применение коллективной, групповой и индивидуальной работы в диагностическом, коррекционном, развивающем направлениях.

Системно-деятельностный подход к обучению и к жизни вообще предусматривает: деятельность, нацеленную на результат;  обратную связь (коррекция, обратная ориентация); учет психолого-возрастных и индивидуальных особенностей  развития личности и присущие этим особенностям формы деятельности; организацию учебного процесса, в которой главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной, познавательной деятельности обучающегося.

Компетентностно-ориентированный подход к обучению предполагает формирование разнообразных надпредметных знаний и умений, способности действовать в конкретных практических ситуациях, решать жизненно - важные задачи.

Изменения, произошедшие в последнее десятилетие в нашем обществе, включая и систему образования, открыли новые возможности в педагогической деятельности. Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся.

                  Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «История».

На уроках истории дается широкий простор для формирования УУД. Это и работа со схемами, таблицами, диаграммами, работа с документами, персоналиями,  понятийным аппаратом. Это всевозможные дидактические игры, которые и позволяют не только формировать, но и развивать коммуникативные, регулятивные, познавательные  УУД. Самое главное – обеспечить возможность обучающего самостоятельно осуществлять деятельность учения. Задача педагога научить учащегося ставить цели, самостоятельно искать и использовать необходимые средства. И, в первую очередь, речь должна идти на установку мотивационной ценности для достижения цели. Решение всех поставленных задач должно проходить через УУД. Учащийся должен научиться самостоятельно обрабатывать любую информацию, работать с источниками, документами и материалами, уметь извлекать информацию из текста, использовать разные виды  чтения, анализировать, (схемы, таблицы, диаграммы) проводить анализ, обобщение, группировать и классифицировать факты и явления (революции, восстания, войны). Выявлять аналогии, (контурная карта, иллюстрации) причинно-следственные связи, выделять общие закономерности, например  национально-освободительной борьбы, реформации  и т.д. Чем же современное занятие по ФГОС отличается от традиционного?

Традиционный урок

Современный урок

Объявление темы урока

Преподаватель сообщает обучающимся

Формулируют сами учащиеся (преподаватель подводит к осознанию темы)

Сообщение цели и задач

Педагог формулирует и сообщает обучающимся, чему они должны научиться

Формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания

планирование

Преподаватель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить

Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством преподавателя учащиеся выполняют ряд практических задач

Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (групповой, индивидуальный методы)

Контроль

Преподаватель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Обучающиеся осуществляют контроль (самоконтроль, взаимоконтроль). Учитель консультирует.

Коррекция знания

Педагог по итогам выполненной работы осуществляет коррекцию

Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Итог урока

Преподаватель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Преподаватель дает задание одно для всех

Обучающиес могут выбирать задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей.

            Мы видим, что различается прежде всего деятельность учителя и обучающихся на уроке. Учащийся из присутствующего превращается в главного деятеля.

На первый взгляд, кажется, проектировать современный урок очень сложная и трудоемкая работа, но если научиться использовать алгоритм проектирования урока, перерабатывая, конечно, и добавляя свои «наработки» и «находки», то это становится вполне увлекательным процессом.

Алгоритм проектирования урока с точки зрения требований новых ФГОС

Первое:

– четко определить и сформулировать для себя тему урока;

– определить место темы в учебном курсе;

– определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок.

Например, тема: «Реформы Петра I» – занятие «открытие нового знания».

Понятия: модернизация, реформы,  раскол общества, меркантилизм, дворянство, оппозиция верхов, значение реформ, личность Петра.

Второе:

Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку занятия- зачем оно вообще нужно? Причем, обучающимся следует сформулировать не цели урока, взятые из конспекта, а четкие и ориентированные на конкретный результат учебные задачи, т.е. цели должны быть выражены в действиях учащихся: изучить, выяснить, доказать. Чтобы цель занятия стала для учащихся личностно значимой, предлагаем детям самим формулировать цель. Например, цели: (для учащихся)

1.      Изучить преобразования Петра I.

2.      Выяснить, кто и почему составлял оппозицию Петру.

3.      Доказать огромное значение реформ Петра I.

4.      Дать характеристику личности Петра.

1. Образовательная: способствовать формированию у учащихся образа преобразований Петра Великого, как эпохального события, решительно изменившего все формы общественной и государственной власти (с применением технологии учебного сотрудничества).

2. Развивающая: создать условия для развития познавательного интереса учащихся, умения извлекать знания из различных источников, умения составлять план, работать с учебником.

3. Воспитательная: содействовать в ходе урока воспитанию самостоятельности, добросовестности, творческого подхода к решению поставленных задач. (для педагога)

Третье:

1. Спланировать учебный материал

2. Подобрать учебные задания, целью которых является:

·                     узнавание нового материала;

·                     воспроизведение;

·                     применение знаний в новой ситуации;

·                     применение знаний в незнакомой ситуации;

·                     творческий подход к знаниям.

Например, на этапе:

3.Постановка проблемы.

Создание проблемной ситуации.

На слайде высказывание М. Волошина

«Великий Петр был первый большевик, задумавший Россию перестроить,

склонениям и нравам вопреки, за сотни лет к ее грядущим далям».

- Почему поэт называет Петра первым большевиком?

- Каким образом он задумал  перестроить Россию?

- Что значит нравам вопреки?

- Что значит «за сотни лет к ее грядущим далям»

Тема урока связана с Петром I и понятием «реформы». Как вы думаете, как звучит тема урока?

- Как вы считаете, какие задачи будем решать?

Петр собирался многое изменить в России.

 Проводить реформы.

Преодолевать препятствия, т.к. были    

 противники.

Значение реформ определялось на сотни лет, в будущее.

Учащиеся предполагают: «Реформы

Петра I»

1.Узнать, какие  реформы провел Петр.

2.Определить сторонников и противников Петра.

3.Каково значение реформ.

Четвертое:

Выяснить, над какими конкретно умениями в настоящий момент необходимо работать учащимся. Здесь необходимо четко представлять, какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе занятия.

Например:

Этап

УУД

1.Оргмомент.

Коммуникативные.

2.Актуализация знаний.

Регулятивные: способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент.

Личностные: умение осознавать значение и смысл  тех или иных знаний.

3.Постановка проблемы.

Регулятивные: определять цель, проблему.

 Познавательные: логические действия – анализ объектов с целью выделения признаков, действия исследования.

Коммуникативные:

планировать учебные действия с учителем.

Личностные: осознание себя с судьбой страны.

4.Открытие новых знаний.

Личностные: умение следовать моральным нормам (взаимопомощь, правдивость, ответственность).

Коммуникативные: совершенствовать навыки работы в группе, умение слушать, умение выражать свои мысли.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные: выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действия по заданному образцу, самооценка.

5.Первичное закрепление знаний.

Регулятивные: развивать способность исправлять промежуточные результаты своих действий, самооценка.

Познавательные: включают способность решения задач, тестов.

6.Информация о домашнем

задании.

Коммуникативные: умение принимать решение.

Личностные: умение ответить на вопрос, какое значение имеют для него те или иные знания.

7.Рефлексия.

Личностные: знание моральных норм и умение следовать им (взаимопомощь, правдивость, ответственность).

Пятое:

Разработать  структуру занятия. Например, структура данного занятия состоит из следующих этапов: оргмомент, актуализация знаний, постановка проблемы, открытие новых знаний, первичное закрепление знаний, информация о домашнем задании, рефлексия.

Шестое:

Определить способ оценки результатов занятия и рефлексии учащимися его хода и результатов собственной деятельности.

Спланировать контроль над деятельностью учащихся на занятии, для чего подумать:

·                     что контролировать;

·                     как контролировать;

·                     как использовать результаты контроля

Задание обучающимся по рефлексии их деятельности должно помочь им найти ответы на ряд вопросов: «Что мы сегодня делали? Для чего это необходимо? Каков главный результат? В чем состоит приращение знаний по данной теме? Благодаря чему оно произошло? Какие возникли вопросы по теме? и т.п.»

Например, на этапе первичного закрепления знаний, преподаватель предлагает на выбор задания: тесты по теме «Реформы Петра Великого», текст с пропусками, заполнить схему с пропусками.

На этапе рефлексии преподаватель предлагает написать «письмо самому себе», в котором описать ощущения от занятия: что понравилось, что не понравилось, что было трудно, что было интересно, чему научило меня это занятие.

Седьмое:

Разработать домашнее задание, ориентированное на создание учащимися образовательных продуктов, объективирующих их личностные приращения как результат занятия. При этом к домашнему заданию предъявляются те же требования, что и к оценочным заданиям в ходе занятия: оно должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающимся по своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и представления результатов.

Например, на выбор:

1. Написать эссе «Петр 1 – тиран или реформатор».

2. Составить развернутый план сообщения «Преобразования Петра 1».

3. Придумать вопросы по заданной теме.

Восьмое:

Подготовить оборудование для занятия. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски.

Например, необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, презентация, источники, учебник по истории России. 10 класс А. Н. Сахаров, А .Н. Боханов.

Методическое сопровождение образовательного процесса, помогающее учителю реализовать требования ФГОС – технологическая карта. В технологической карте определены задачи, планируемые результаты, предложен алгоритм прохождения темы, указаны УУД.

Итак, мы с вами, используя алгоритм проектирования занятия, составим технологическую карту занятия по истории на тему: «Реформы Петра I».

Тип – «открытие нового знания».

 

 

Цели:

1. Образовательная: способствовать формированию у учащихся образа преобразований Петра Великого, как решительного изменения всех форм общественной и государственной власти с применением технологии учебного сотрудничества.

2. Развивающая: создать условия для развития познавательного интереса учащихся, умения извлекать знания из различных источников, умения составлять план, работать с учебником.

3. Воспитательная: содействовать в ходе занятия воспитанию самостоятельности, добросовестности, творческого подхода к решению поставленных задач.

Планируемые результаты:

Личностные – осознавать социальную, практическую и личностную значимости учебного материала.

Метапредметные – развитие умений ставить цели, планировать свою деятельность, анализировать изученный материал, формулировать проблемы, предлагать пути решения проблем, уметь работать с документами, источниками, вести диалог с преподавателем, сверстниками.

Предметные – закрепление знаний о реформах Петра I и их значении, закрепление понятий: модернизация, меркантилизм, «Табель о рангах», коллегии, оппозиция верхов, значение реформ.

Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, самостоятельная работа.

           Обобщив все выше сказанное можно сказать, что ФГОС требует от учителя больших изменений в своей практике. Уже сегодня необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащихся, но и как процесс развития личности.

          Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

          Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет уже сегодня, уверенно смотря в будущее вместе со своими учениками.