Развитие познавательной активности учащихся на уроках русского языка

«Развитие познавательной 

активности учащихся

на уроках русского языка»

 

 

 

Учитель русского языка и литературы

Гурьев О

Условия возникновения.

Русский язык - предмет достаточно трудный. Дается многим детям тяжело, и, как правило, теряется интерес к его изучению. Русский язык является обязательным предметом на ЕГЭ и ОГЭ, поэтому необходимо формировать прочные знания учащихся, а УМК не развивают интерес к предмету. На современном этапе дети увлечены компьютерными играми, телепередачами, мало читают, их речь не развита. Для поддержания интереса к предмету, положительной мотивации должна быть использована система эффективных уроков.

Актуальность проблемы.

В настоящее время осознана важность и необходимость развития познавательной активности учащихся на уроках русского языка. В современных условиях, когда объём необходимых для человека знаний быстро возрастает, уже недостаточно только их усвоение, а важно привить умение самостоятельно пополнять знания.

Традиционные формы уроков формируют у детей потребительский характер деятельности. Ученики перегружены однотипной работой. Далеко не все учащиеся умеют работать с учебником, словарями, не умеют сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать материал. Всё это заставляет искать эффективные средства активизации образовательного процесса.

При этом решаются следующие педагогические задачи:

1.     Формирование ведущей деятельности школьника, наличие у него таких  качеств, как самостоятельность, инициативность, ответственность; готовность к дальнейшему образованию.

2.     Формирование общей культуры ребёнка, способность самостоятельно добывать и применять знания, умение строить высказывание.

Ведущая педагогическая идея.

Для повышения познавательной активности учащихся на уроках русского языка я использую как проверенные временем традиционные, так и различные инновационные приёмы, методы и формы (элементы личностно- ориентированного обучения, технологии развития критического мышления, проектной технологии, интерактивные приёмы: работа в парах, «мозговой штурм; элементы уроков словесности, тестовые задания, ИКТ и т.д.).

На уроках учитывается важность межпредметных связей, деятельностного подхода в обучении. Также используются игровые моменты, развивающие творческую активность школьников, увлекающие в интересную страну русского языка, помогающие легко запомнить новые правила. На этапе «Мотивация» предлагаются различные формы работы, дающие возможность провести параллель с современной жизнью, заинтересовать учащегося в результатах работы, подумать о том, в какой ситуации эти знания и умения могут понадобиться.

С целью дифференцированного подхода к обучению разным группам учащихся даются различные по степени трудности домашние задания, при этом развиваются творческое мышление, креативный подход к решению различных лингвистических ситуаций, переосмыслению теоретических данных.

Теоретическая база опыта

В Государственных образовательных стандартах  основного общего образования и среднего общего образования в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым подходам преподавания, которые, подразумевают вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку. Одним из условий решения современных задач образования является формирование ключевых образовательных компетенций учащихся. Большая роль при этом отводится русскому языку.

Перед школьным учителем русского языка остро стоит проблема необходимости использования таких моделей обучения предмету, которые позволят выпускнику школы получить систему знаний, соответствующую современным Российским и международным требованиям.

Формирование ключевых компетенций в образовательном процессе школьников на уровне уроков русского языка рассматривается как особым образом организованная модель взаимодействия участников образовательного процесса на уровне «учитель–ученик», «ученик–ученик». Взяв за основу Стандарты второго поколения, можно прийти к выводу, что на уроках языка формируются прежде всего коммуникативная, учебно-познавательная, языковая лингвистическая и культуроведческая компетенции.

Наиболее значимыми для меня являются следующие концептуальные идеи:

·        сотрудничества и взаимопомощи между учениками;

·        завершённости или ориентации на высшие для каждого конкретного ученика, конечные результаты;

·        уровневая дифференциация.

1.Абдухаирова А.Т. Приемы активизации мыслительной деятельности// Педагогика, 1998,№ 8

2.Русский язык в школе.- № 5, 2005, № 6, 2006

3.Сенько Ю. В. , Меллер Е.Н. Обучение и познавательная активность учащихся. – М., 1989